6 ключевых умений, которые отсутствуют у новоиспеченных ИТ-специалистов

8913ed352ede5e15 6 ключевых умений, которые отсутствуют у новоиспеченных ИТ специалистовНедавно CIO американской компании Gas & Electric Таффет взял на работу четырех новых сотрудников и планирует взять в свой отдел еще 11 человек. В его списке вакансий — программист EDI (электронного обмена данными), программист по управлению рисками, программист по управлению взаимодействия с клиентами, бизнес-аналитик и помощник ИТ-руководителя.

Но он сомневается, что любой выпускник может запросто занять одну из этих вакансий. У университетов и аспирантуры никак не получается угнаться за нуждами корпоративных ИТ-отделов. «Как ужасно это не звучит, но в колледжах попросту не хватает времени на изучение всех профессиональных дисциплин, необходимых для достижения успеха. Ожидания растут, университеты поставляют все больше, но и требования продолжают увеличиваться», — говорит он.

Чего же такого «большего» хотят Таффет и другие ИТ-руководители? Они по-прежнему ценят «социальные навыки», особенно коммуникативные способности, умение обслуживать клиентов и понимание того, как вести себя в профессиональном плане — эти умения возглавляют список приоритетов в течение уже многих лет, пишет cio.com. Но сейчас им также требуются определенные деловые и технические умения, которые, оказывается, у недавних выпускников вузов отсутствуют. Эксперты Computerworld побеседовали с ИТ-менеджерами и определили, какими шестью ключевыми умениями должны обладать новички в отрасли.

Знание основ бизнеса

Конечно, новоиспеченные выпускники компьютерных факультетов умеют программировать, но разбираются ли они в дебиторских задолженностях, логистике, производственных процессах или маркетинговых планах? Скорее всего, нет, уверен Тодд Тибодо, президент и CEO компании Computing Technology Industry Association (CompTIA).

Это происходит из-за того, что большинство выпускников компьютерных факультетов продолжают заниматься своей курсовой работой, даже находясь уже на корпоративных ИТ-должностях, где от них ждут, что они будут разрабатывать приложения для поддержания деятельности, осуществляемой другими департаментами. И хотя учебные планы ИТ-факультетов предлагают курсы, освещающие бизнес-вопросы, пробелы в знаниях все еще существуют.

По словам профессора Брайана Джэнса, в некоторых университетах, в том числе и в Мемфисе, где он трудится, на это уже обращают самое пристальное внимание. Второй год там действует новая программа обучения, предусматривающая обучение технических специалистов как профессиональным ИТ-знаниям, так и умениям общаться и управлять. В результате в программе появилось больше бизнес-дисциплин. Конечно, пробелы будут всегда, поскольку требования организаций довольно специфичны, но университет дает хорошую базу, которая поможет разрешить все возникающие проблемы в будущем.

Что нравится ИТ-директорам

Хотя ИТ-менеджеров и удручает тот факт, что у выпускников технических вузов отсутствуют некоторые знания и умения, в целом они согласны, что новое поколение — это технически искушенные, трудолюбивые и желающие учиться люди.

Как рассказал Тодд Тибодо, от коллег он часто слышит, что нынешние выпускники сильно отличаются от тех, кто начинал лет двадцать назад, когда царило административно-командное управление. Люди не проявляли никакой инициативы и не стремились участвовать во многих проектах сразу. Сегодняшнее поколение любит разнообразие, у них есть кипучая энергия, творческий подход и добрый нрав, и это очень хорошо.

ИТ5c827122608491d5 6 ключевых умений, которые отсутствуют у новоиспеченных ИТ специалистов -директора также отметили, что их новых сотрудников из числа недавних выпускников отличает интуитивное чувство технологий, в частности, они разбираются в социальных сетях и имеют представление о том, как их применить, дабы повысить производительность компании. По словам одного из руководителей, они привносят абсолютно новую перспективу извне, а именно так, как правило, и появляются инновации.

Между тем, ИТ-руководители разрабатывают стратегии обучения своих новых сотрудников основным бизнес-знаниям. Некоторые директора, как Таффет, сразу ищут выпускников, уже имеющих некоторый опыт работы и соответствующее понимание, как функционирует бизнес, но другие работодатели тоже не дремлют и стараются поскорее заполучить к себе таких кандидатов.

А новичков, не имеющих достаточных знаний коммерции, особенно в области финансов, Таффет обучает тому, что он называет «Финансы 101″ — это серия неформальных занятий по базовому бухгалтерскому учету, где рассказывают о дебиторских и кредиторских задолженностях. Конечно, это не так круто, как новые технологии, но новый сотрудник должен разбираться в основных бизнес-функциях, которые есть у всех компаний.

Опыт работы с системной интеграцией

Спору нет, студенты технических вузов, вне зависимости от их профилирующей дисциплины, приобретают огромный опыт работы с компьютерами. Но это вовсе не означает, что их обучают ИТ-процессам, которые используются в компаниях, считает Тибодо.

Большинство студентов, изучающих компьютерные дисциплины, большую часть времени проводят в университете за изучением того, как создать собственные приложения и системы, даже несмотря на то, что предприятиям зачастую опыт подобного рода не требуется. По словам же Тибодо, в мире бизнеса, в первую очередь, надо разбираться в интеграции систем, а не пытаться создать свою собственную.

Люди, которые умеют создавать системы с нуля, возможно, и обладают большими талантами, но во многих компаниях гораздо выше ценятся те, кто умеет интегрировать сложные корпоративные приложения и коммерческое ПО или может взять функцию, созданную внутри компании, и внедрить ее в уже существующую систему.

Дабы компенсировать этот пробел в знаниях, многие корпоративные ИТ-отделы предпочитают сами заниматься обучением новых сотрудников. Как правило, крупные компании нанимают себе в помощь консультантов, а небольшие или средние компании обучают людей напрямую.

Опыт работы с новейшими технологиями

Бизнес-аналитика и облачные вычисления — вот две новейшие технические тенденции, которые имеют наибольший приоритет у корпоративных ИТ-менеджеров, но эти темы в учебные планы вузов так и не внесены.

Университеты предлагают множество курсов, но технологии меняются так стремительно, что времени для разработки некоторых курсов по новейшим тенденциям не всегда достаточно, поэтому они и появляются значительно позже, считает Марти Сильвестер, вице-президент компании Modis, занимающейся ИТ-рекрутингом. По своему опыту он знает, что найти молодых людей, прошедших обучение новым корпоративным технологиям, в частности, облачным вычислениям, довольно сложно.

Некоторые компании предлагают для своих сотрудников экспресс-курсы, чтобы новички побыстрее вошли в рабочий ритм. Например, в компании Pariveda Solutions на работу часто берут недавних выпускников, имеющих степень бакалавра по АСУП или компьютерным наукам, а затем на неделю отправляют225b0b90423145f6 6 ключевых умений, которые отсутствуют у новоиспеченных ИТ специалистов их в свою «школу разработчиков», где они могут ознакомиться с облачными вычислениями и бизнес-аналитикой, а также языками программирования SQL, .Net и Java, которые пользуются особым спросом на предприятиях.

Основы технологий

Поскольку ИТ становятся все более продвинутыми, некоторые ИТ-руководители видят, что многие выпускники вузов не могут справиться с простейшими техническими заданиями. В компании Dassault Systems полагают, что в вузах перестали обучать основам основ. Некоторые даже не знают, что делать с командной строкой и как починить ПК, если он не отвечает на сигнал мыши.

20 лет назад такие вещи учить просто заставляли, но по мере совершенствования компьютеров люди стали игнорировать подобные основы. Но если вы начинающий ИТ-специалист, в ваши прямые обязанности может входить устранение неисправностей компьютера, поэтому такие вещи необходимо знать.

В компании Dassault Systems новым сотрудникам часто дают возможность выяснить самим, что делать, если они сталкиваются с основными техническими проблемами. Только тогда, считают в компании, сотрудник сможет приобрести необходимый ему опыт и будет разбираться в технологиях. Если времени в обрез, они просят более опытных специалистов компании помочь обучить новых сотрудников.

Отличное знание существующих систем

Многие компании по-прежнему ищут тех, кто умеет работать в существующих системах. Им нужны специалисты, знакомые, например, с Cobol или Customer Information Control System (CICS). Но в вузах эти предметы больше не преподают. Существует реальная угроза, что некоторые базовые компьютерные знания будут утеряны, когда предыдущее поколение уйдет на пенсию. Некоторые компании даже просят вендоров действующих систем помочь им с обучением новых сотрудников.

Специалисты говорят, что компании пытаются сейчас найти выпускников, которые хотели бы изучать старые технологии, но задача эта не из легких. Некоторые работодатели пытаются убедить молодежь изучать основы, отмечая, что они будут в два раза больше востребованы на рынке, если будут разбираться и в новых, и в ныне существующих системах. Выпускники напрасно не хотят видеть перспектив и возможностей в изучении старых систем, ведь эти знания по-прежнему востребованы во многих организациях — корпорациях, правительстве и у провайдеров услуг.

Возможность работать в команде

Возможно, это прозвучит довольно странно, но ИТ-руководители считают, что поколение, так много времени проводящее в Facebook, Twitter и других онлайн-сообществах, не особенно умеет общаться с другими людьми на работе.

По словам Тибодо, подобным недостатком страдают особенно те компьютерщики, которые много времени проводили в университете в работе над проектами в одиночку. Многие из них просто не знают, как эффективно работать вместе или как определять и управлять ожидаемыми результатами. Этому практически не обучают в университетах и аспирантуре.

В некоторых вузах пытаются решить эту проблему и дают работу команде, а не отдельным студентам. К сожалению, подобный подход не всегда успешен, поскольку команды частенько разбивают задания на части, а потом люди выполняют их по отдельности.

Лишь немногие компании предлагают своим сотрудникам пройти программу по обучению сильным лидерским качествам и созданию команды, но они признают, что именно те сотрудники, которые слаженно работают с другими, приносят наибольшую пользу компании.