«Ни позитивные, ни негативные влияния не возобладали»

Интервью с Дмитрием Осначом, директором по маркетингу компании «Аскон».- Чем принципиально отличается 2010 год от 2009 года?

- Отличается, в первую очередь, настроением.Нельзя сказать, что в 2010 году все было идеально. Далеко не так. Но если в 2009 году все-таки большую часть года на рынке доминировали «медвежьи» тенденции, то в этом году «быки» тоже влияли на рынок. И в целом год получился таким вот двойственным. Ни позитивные, ни негативные влияния не возобладали. Было много сигналов, свидетельствующих, что трудности проходят. Но буквально сразу приходила неприятная информация. Причем это было характерно как для экономики, так и для политики — этакое политическое и экономическое межсезонье на дворе. Поэтому в экономике мы имеем классический длительный выход из кризиса, а в политике, на мой взгляд, начинает чувствоваться приближение выборов.Чтобы стало понятнее, приведу примеры дуализма — высокая цена на нефть и при этом дефицитный бюджет страны, огромные госрасходы и мизерная активность частных инвесторов. Страна уверенно вышла из острой фазы кризиса, но доверие к бизнес-климату в России находится на низшем уровне за последнее десятилетие. Последовательное снижение ставки рефинансирования Центробанка на фоне ускорения инфляции. Противоречивые действия государства: стимулирование экономики через утилизацию «автохлама» и тут же повышение налоговой нагрузки на бизнес. И таких примеров можно привести множество.

- Какие ключевые изменения произошли в этом году на российском ИТ-рынке?

- Все говорят про «облака». Ажиотаж оправдан: «облака» — отличное решение для совместимости разнообразных программных и аппаратных платформ, которые сейчас есть на рынке, и использования ПО как услуги. Это очень и очень перспективно, но, согласитесь, все-таки не относится непосредственно к этому году. И конечно, довольно затратно, так как влечет за собой перестройку всей информационной инфраструктуры предприятия.А вот что действительно произошло, так это массовое признание платформ, альтернативных Windows: Linux, Android, Chrome OS и т.д. И пришествие планшетного iPad. Вот такие тенденции и приведут в ближайшем будущем к массовому распространению «облаков».Все это происходит на фоне пока еще рыночного успеха Windows 7, что, в свою очередь, вызовет необходимость обновления и компьютерного парка, и программного обеспечения на предприятиях.Отдельно хочу остановиться на перспективах Linux и СПО в России. Действия государства по стимулированию использования лицензионного ПО в госучреждениях, обсуждение задачи создания национальной программной платформы также приводят к разнообразию ИТ-систем. И я лично это очень приветствую, так как монополизм даже самой передовой и технологичной компании по своей сути является тормозом развития перспективных направлений.И еще касаемо государства. В уходящем году государство наконец-то открыто сформулировало хоть что-то конкретное в отношении российского ИТ-рынка и нашло силы принять поправки к Налоговому кодексу, вводящие льготы для ИТ-компаний. Верю, что это будет одним из стимулов, который определит развитие отрасли на годы.

- Какова ситуация в основных сегментах?

- Все, кто рядом с государством, чувствуют себя нормально. Государство свои обязательства выполняет, финансирует и оборонзаказ, и бюджетников регулярно и исправно. Малому бизнесу тяжело — банки прессуют, крупные корпорации зажимают тиски конкуренции, поэтому ему, пожалуй, было не до ИТ.Корпоративный рынок стал в этом году более ровным и перспективным, нежели в 2009: оживились и металлурги, и химики. Нефтегазовая промышленность традиционно в лидерах. Энергетика и атомная отрасль также довольно уверенно прошли кризис. В 2011 году произойдет оживление на строительном рынке.

- Как развивался бизнес вашей компании в этом году? Каковы результаты по отношению к аналогичному периоду прошлого года?

- «Аскон» весь год прошел с определенным превышением плановых показателей, которые мы наметили для себя в качестве целей. Валовая выручка выросла более чем на 10%, но сказать более точно мы сможем на итоговой пресс-конференции в марте 2011 года. Рост продаж наших основных продуктов — «КОМПАС-3D», «ЛОЦМАН:PLM», «ВЕРТИКАЛЬ» — составил от 20% до 50%.

- Что изменилось за год в вашей компании?

- Мы стали более глубоко заниматься исследованиями потребностей заказчиков в различных отраслях. Мы делали первые шаги на новом для нас рынке — потребительских товаров, и теперь на полках крупнейших компьютерных магазинов есть наши продукты. Мы пробовали новые для нас технологии, в том числе «облака». Мы выпустили новые версии основных программных продуктов, и, например, «КОМПАС-3D» стал способен проектировать изделия самой сложной формы для применения в промышленном дизайне. Интересный был год.

- Как изменился объем российского ИТ-рынка по итогам 2010 года по отношению к аналогичному показателю прошлого года?

- На мой взгляд, рынок вырастет. Понимая, что 2009 год был годом глубокого падения, дам прогноз роста на 20-30% без разбиения на отдельные сегменты.